“Великий потоп” в нашем доме – и его последствия для духовной жизни

Обещала св. Спиридону описать здесь эту историю, когда все завершится.
В марте 2016 года в моей квартире, где живет моя мама, часов в 5 утра сорвало кран холодной воды. Пока мама (пожилой человек) проснулась, пока поняла, что происходит, пока вызвали аварийку, и пока приехала по ее звонку я –  вода текла больше часа, у нас был поврежден весь пол, но больше всего пострадала квартира под нами – там действительно все было очень сильно затоплено и требовался серьезный ремонт.

Он оценил проведение работ в 340-360 т, даже с учетом того, что квартира (50м2) последний раз ремонтировалась в 1960е годы и была сильно запущена.

Сразу скажу, что кран в стояке (который просто разорвало), был поставлен управляющей компанией во время капремонта 2009 года, но доказать это было невозможно, так как никаких документов об этом не сохранилось. Формально оказались виноваты мы, хотя и непонятно в чем – ведь это не то, что ты забыл закрыть кран в ванне, от нас это никак не зависело.

Это был очень сильный стресс и сильный удар, так как было понятно, что ущерб большой, а выплачивать его не из чего – т.к. мама пенсионерка, а я в то время была без работы. Тем не менее, мы пошли к соседям, сказали, что не отказываемся от выплат, что готовы помочь с ремонтом, с упаковкой вещей и вообще оказать любую помощь. С нами приходил мой друг, у которого компания, делающая ремонты. Он оценил проведение работ в 340-360 т, даже с учетом того, что квартира (50м2) последний раз ремонтировалась в 1960е годы и была сильно запущена.

Очень прошу у всех читателей сайта молитв о полном выздоровлении р.Б. Елены. 

Для нас эта сумма была огромной, неподъемной, но мы все равно предложили, чтобы ремонт был сделан за наш счет фирмой друга, с которым могли бы расплатиться постепенно. Однако соседи не стали даже разговаривать, а через месяц нам принесли заказную телеграмму с уведомлением о том, что на нас подали в суд и возмещения хотят 420 т., так как эту сумму обозначила их экспертиза. Для мамы это был очень сильный стресс и, забегая вперед, скажу, что она в том же году очень сильно заболела и болеет до сих пор (очень прошу у всех читателей сайта молитв о полном выздоровлении р.Б. Елены). 

Итак, раз подали в суд, нужен юрист. Я молилась св. Спиридону, чтобы нашелся хороший адвокат. В итоге выбрали одного, которого посоветовала подруга. Это был молодой парень, непонятно – насколько опытный, но все остальные варианты были явно хуже, и мы стали работать с ним.

Далее они еще пару раз “уточнили” сумму компенсации, и дошли до суммы в 1 млн 300 т. 

Тут соседи очень быстро сделали ремонт, и (это видно, когда живешь по соседству) явно на несколько уровней выше, чем было “до потопа”. После этого они уточнили в исковом заявлении сумму, которую хотели с нас получить – это было уже ок 750 т. Далее они еще пару раз “уточнили” сумму компенсации, и дошли до суммы в 1 млн 300 т. Сюда входили не только “фактические” расходы на ремонт, но и все, что можно было приплести – переезд, съем квартиры на время ремонта, вывоз и упаковка мебели, моральный ущерб, компенсация вреда здоровью и прочее. С одной стороны, вроде бы было понятно, что не может ремонт в “убитой” двушке стоить, как новая квартира в Подмосковье. С другой, это все было так бессовестно, нагло, уверенно и нахраписто, что мы пришли в уныние, потому что ситуация казалась совсем плохой. Я интуитивно чувствовала, что наш адвокат “поплыл” и не уверен в своих силах.

Опять молились св. Спиридону, и с сентября стали читать акафист ежедневно 40 дней.

Опять молились св. Спиридону, и с сентября стали читать акафист ежедневно 40 дней. Тут мой хороший знакомый посоветовал обратиться за консультацией к адвокату с огромным опытом и практикой, это была женщина, которой он очень доверял, также очень верующая, православная, было понимание, что она отнесется к вопросу “на совесть”. Мы встретились с ней, и она за два часа консультации обратила внимание на то, что от нас ускользнуло – квартира соседей была застрахована. Это была “зацепка”.
Следующее заседание состоялось как раз на Покров, 14 октября, и, благодаря новой информации, первое дело закрыли, а открыли новое, в котором в качестве ответчика выступала уже не только я, но и страховая компания. С этого момента ситуация стала меняться. Адвокат наш почувствовал себя уверенно, кажется, даже вошел в азарт. Очень быстро выяснилось, что соседи уже получили компенсацию в 150 тысяч от страховой, о чем благополучно умолчали – то есть, хотели получить деньги параллельно из двух источников.

Отмечу, что у меня все еще не было работы, и для меня было удобнее, чтобы разбирательство тянулось дольше – выплачивать все равно было нечем. Тем не менее мы ни разу ничего не сделали нарочно, чтобы затянуть процесс, играли честно. Однако заседания откладывались, переносились, затем был Новый год, затем суд назначил независимую экспертизу, и она тоже как-то долго тянулась. Независимый эксперт примерно в феврале сообщил, что по его оценкам ущерб составляет 340 т.р. или даже 280 т.р. – если с учетом износа помещения! Это действительно были объективные и честные цифры затрат на полный основательный ремонт, но без особой роскоши – соседи же пытались за наш счет оплатить паркет вместо линолеума, который был у них до ремонта, и прочие подобные “излишества”.

Мы продолжали молиться и старались каждый день читать хотя бы тропарь св. Спиридону, писали записки на сайт.

Финальное заседание было сначала назначено на 10 апреля (Страстная Седмица), что, по моим ощущениям, как-то не предвещало хорошего, но потом его перенесли на 18 апреля, на Светлой Седмице. В итоге присудили 340 т компенсации – это, конечно, очень большая сумма, но по крайней мере, это хотя бы близко к объективным затратам. Однако соседи не успокоились и подали апелляцию. Мы продолжали молиться и старались каждый день читать хотя бы тропарь св. Спиридону, писали записки на сайт. Апелляцию рассмотрели в начале июля и не удовлетворили – наш адвокат грамотно построил защиту и указал на то, что реальных чеков на расходы у соседей не было. Таким образом, все выплаты оставили в прежнем размере. Пока еще не обсуждали вопрос о самих выплатах, но я надеюсь, что св. Спиридон поможет и здесь – как определить приемлемый для нас график выплат, так и пошлет возможность мне заработать эти деньги.

Видимо, из такой духовной спячки можно вывести, только очень сильно встряхнув.

Основной вопрос, который меня мучил – “за что это все?” – ведь никакой нашей вины в этом не было, и все это выглядело, как одна большая чудовищная несправедливость. Позже я поняла, что это был такой “пинок” для духовного пробуждения, так как к моменту “великого потопа” и я, и мама как-то разленились в вопросах веры – реже ходили в храм, причащались от силы пару раз в год, почти не зажигали свечи перед иконами дома и почти не читали молитвы и акафисты. Видимо, из такой духовной спячки можно вывести, только очень сильно встряхнув. Слава Богу за все – и благодарим св. Спиридона за поддержку и помощь.

Автор истории Наталья